
Канакова Мария Васильевна (26.04.1928 г.р.)
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война Советского Союза. На рассвете озверевшие гитлеровские орды напали на нашу Родину, рассчитывая молниеносно захватить ее. Другой такой тяжелой войны не знала история. Четыре долгих года наш народ шел к победе. 9 мая 1945 года празднуется во всем мире как окончание Великой Отечественной войны. Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. 9 мая 2025 года исполняется 80 лет со дня ее окончания. За эти годы выросло много поколений людей, которые не слышали разрывов бомб и снарядов. Но война не стерлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя.
Тогда невыносимо трудно было всем: и старым, и малым, и их близким. Но особенно страдали их дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от сиротства. Прошли годы. Уже нет Советского Союза. В мае 2025 года наша страна будет отмечать 80-летие со дня Победы советского народа над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне, но время ни в счет – «Никто не забыт, ничто не забыто». Да и невозможно забыть, потому что героями был весь народ: и те, кто сражался на фронте с оружием в руках, и те, кто, стоял у станков на трудовом фронте, – все: от мала до велика. Война обрушилась на детей так же, как на взрослых, – бомбами, голодом, холодами, разлуками. Но и в эти тяжелые годы народ, как мог, заботился о детях. Все понимали, что если выживут дети, то будет жива страна, ее история, будущее.
Я хочу рассказать о детях Войны: о моем прадедушке, Непомнящих Василии Филипповиче (25.08.1928 г.р.), и прабабушке, Канаковой Марии Васильевне (26.04.1928 г.р.). Они были детьми военного времени.
Когда началась война, моему прадеду Василию было 13 лет. Его отца сразу взяли на фронт, a женщина, заменявшая ему умершую мать, сразу же бросила… Обворовав пасынков, она уехала поспешно со своими родными детьми, тоже мальчиками …такого же возраста. У моего прадеда Василия остался на руках родной брат Ленька одиннадцати лет от роду.
Шел 1941 год. Проживали братья в это время в поселке Усть-Кут Иркутской области. Василий очень боялся, что их с братом заберут в детдом и разлучат. Вскоре мальчишки, собрав свои пожитки, перебрались из посёлка Усть-Кута в город Якутск, надеясь здесь разыскать родных. Якутск встретил их неласково, родственников они так и не разыскали, но ребятам помогли чужие люди. Василий устроился на работу в «Стройдеталь», Ленька был с ним рядом. Им даже выделили койку в общежитии. И хоть война была далеко, над головами не рвались бомбы и снаряды, но все равно было нелегко. Было холодное и голодное время.
По закону военного времени за опоздание или прогул рабочего дня можно было получить тюремный срок. Так же, как и все, часть заработной платы Василий получал облигациями. Деньги нужны были фронту. Лозунг «Все для фронта, все для победы» был определяющим для всех. По стране развернулось массовое социалистическое движение «Молодёжь военного времени». Люди работали на швейных фабриках, обувных мастерских, брали заказы на дом, изготавливали ложки, шили обмундирование. Девушки шили и вышивали для солдат кисеты, вязали носки, шарфики, подшлемники.
Вскоре Василию и Леньке выделили крохотную комнату в общежитии по улице Леонарде в Рабочем городке. Света часто не было, они пользовались керосиновыми лампами. Холода стояли жуткие, по Якутску ходил всего один автобус по главной улице Октябрьской (сейчас улица Ленина).
Во многих военных фильмах показывают сюжеты о продуктовых карточках. Люди их теряли, карточки часто воровали. Хлеба по карточкам давали по норме: на рабочего было положено в день 400 грамм хлеба, на иждивенца –200 грамм. А когда брат Ленька случайно потерял карточки, денег не было, Василию пришло на ум попытаться выиграть деньги в карты. В то время в карты играли все. Этот «бизнес» приносил картежникам большой доход для того времени. Деньги Василий проиграл. Ни карточек, ни денег… Как они выжили в тот месяц одному Богу известно. Прадед всегда с горечью вспоминал тот период жизни. Но никогда после этого в семье его не было игральных карт. Это было табу. Неизвестно, как бы сложилась жизнь деда и его брата в то тяжелое время, если бы не тот месяц. Днем Василий работал на производстве, по ночам братья делали чемоданы и табуреты, a утром, продав их, покупали хлеб. Чуть позже Ленька устроился на ремонтный завод, – стало полегче. Василий, а потом и Ленька, окончили вечернюю школу-семилетку. После войны дед разыскал ту женщину, которая так и не сумела стать им матерью. Ворованное не пошло впрок, да и ее сыновья ступили по «скользкой дорожке».
Мы с родственниками как-то посчитали и изумились, что мой прадед Василий за свою жизнь овладел более 30 видами специальностей. Он стал хорошим плотником, строителем, столяром-краснодеревщиком, научился лить зеркала, изготавливать багетные рамки для мебели, зеркал и картин. Одно такое зеркало в красивой багетной рамке находится в нашей прихожей по сей день. Он стал неплохим киномехаником. Днем работал на мебельной фабрике и в Художественном фонде, а по вечерам «крутил» кино в клубе, где перед началом сеанса обязательно показывали хронику. На одном из таких сеансов дед и познакомился с моей прабабушкой Марией. Позже, после победы, прадед Василий и его брат Леонид служили в армии на Дальнем Востоке. Прадед служил 4 года, он был отличным поваром, научился шить и подшивать обувь, был скорняком, умел практически всё, выполнял работу аккуратно и чисто. Главное, что он был справедливым и порядочным человеком. Много позже, работая прорабом и начальником участка, дед показал себя хорошим руководителем. Он умер еще до рождения моей матери. Практически все рассказы о его жизни в военное и послевоенное время мои мама и ее родной брат узнали от моей прабабушки Марии, которая так же многое рассказала о своем военном детстве.
Еще задолго до войны семья моей прабабушки Марии переехала из Якутска в поселок «(Ы)Cтаннах-Хочо» Булунского района на берегу моря Лаптевых. Отец моей прабабушки был известным строителем. Он проектировал строительство крупных поселков для промысловой добычи рыбы на море Лаптевых. Когда началась война, из строителей начали образовывать бригады рыбзавода. Все поселки, «разбросанные» по берегу моря, стали филиалами рыбзавода. Мария была самой старшей из детей в семье, когда началась война. В 1941 году ей исполнилось 14 лет. Остальные четверо (два брата и две сестры) были очень маленькими. Отца срочно мобилизовали в район, а Мария со своей матерью осталась работать на рыбзаводе. В заготовке рыбы участвовали все: от мала до велика. Фронту нужна была рыба. Прямо вдоль берега моря Лаптевых стояли столы, где люди обрабатывали рыбу. Во время прилива всем работникам приходилось работать по пояс в воде. Рыбу солили, вялили, икру и максу (молока) обрабатывали отдельно. В определенные дни подходили пароходы. Они стояли далеко на рейде и от них на катерах спешно перевозили готовые бочки с засоленной рыбой. «Все для фронта, все для победы». Детей не учили, школы не было, ее открыли только в 1944 году. На протяжении всего военного времени работали дети. Они выполняли работы менее сложные, такие как насаживание сетей, починка сетей и неводов. Если заканчивалась соль, то часто дети отправлялись в соседний поселок за солью. Несли волоком по половине мешка, так как больше не могли унести физически. С тундры часто прибегали большими стаями песцы, что для детей было опасно. Взрослые из хорошего пиломатериала делали лодки, дети смолили их. Ездили на обычных собачьих упряжках. Собака на севере – незаменимый помощник по сей день. По карточкам давали хлеб, но его часто хватало не на всех жителей поселка, и ребятишки с ночи занимали очереди и караулили до утра, а утром в очереди вставали взрослые. Денег в поселке не было. За сданную рыбу давали кое-какие талоны на продукты дополнительно.
Когда в 1944 году в Булуне открыли школу-семилетку, бабушка Мария пошла учиться. В одном классе было несколько учеников, писали на газетах, в промежутках между строчек. Позже появились тетради. У моей прабабушки случайно сохранилась ведомость оценки знаний и поведения Канакова Ивана, младшего брата, ученика І класса.
Директором школы был немец Адольф Адамович Леттер, он же преподавал немецкий язык. Какие только прозвища дети не придумывали ему. Добрейший был человек, он всё понимал, и ни разу дети не слышали, чтобы он даже голос повысил. Временами было много трудностей, было голодно, не хватало многих вещей. Не было мебели. Все люди помогали друг другу. Рвачество и накопительство тогда были не в цене. Милосердие и сострадание объединяло. Люди праздновали и горевали вместе. В военное время на Север было сослано много спецпереселенцов из-под Ленинграда, в основном финны и немцы. Местные жители по-разному относились к этим людям, но без помощи не оставляли никого.
У прабабушки Маши было много подруг-немок, одну из них тоже звали Маша. По чьей-то чудовищной ошибке в 1943 году несколько групп ФЗУ послали на Север, это были мальчишки 14-16 лет. Одежды тёплой у них не было, многие простудились и заболели. Всем посёлком собирали для них одежду, лекарства и еду. Когда многие из ФЗУ-шников заболели цингой, то спасала их ягода-кислица, которую Мария собирала летом. Ягоды было много, так как выносливая Мария насобирала за целое лето полную огромную бочку. Цингой в тот год болели многие. У людей кровоточили дёсны и выпадали зубы.
Нельзя сказать, что у детей совсем не было детства, дети шутили, смеялись и играли. Летом любимой игрой девчонок было катание на лодках с патефоном. Музыка звучала в лодке, из моря тут и там выглядывали морды любопытных нерп. А зимой любили раскачиваться на санках, привязанных к большому столбу. Лёд был очень гладким, и санки соскальзывали и улетали по гладкому льду далеко. У Марии был хороший голос, она пела перед бригадами рыбаков, а когда в посёлок привезли фильм с участием Любови Орловой, Машу стали называть Орловой, так велико было ее сходство с актрисой. Позже Мария окончила семилетку, потом техникум в Якутске, училась заочно в партийной школе. Была членом КПСС. Работала бухгалтером, главным бухгалтером таксопарка, заместителем главного бухгалтера УМиТа. Она ветеран труда и тыла, имеет медали. На пенсию прабабушка ушла в 70 лет.
Военное детство моих прародителей оказало огромное воздействие на мою семью: все дети с уважением относятся к своим родителям. Мы не только знаем исторические корни своего рода, мы свято бережём старые фотографии и моменты их жизни, чтобы это богатство передать уже своим детям. Связь времён и поколений продолжается.
Автор: А.Чудиновских, ученица 2 класса «А».