Кычкин Семен Иванович (1907 г.р.)

 

  1. Родился 24 августа 1907 г. в семье Мыскы Ивана
  2. В наслеге I Мөҥүрүөн Мегино-Кангаласского района.
  3. В 1938 году в Якутске учился на курсах трактористов, стал одним из первых трактористов в Мегино-Кангаласском районе. В 1942 году обучился в Тюнгюлюнском МТС.
  4. С 1940 по 1947 год трудился старшим трактористом и бригадиром трактористов в Машино-тракторной станции (МТС).
  5. Тюнгюлюнская МТС обслуживала ближайшие 15 колхозов. Выполняли основные виды сельхоз.работ – уборку, распашку, расчистку. В парке станции поначалу числились старые техники: 1 автомашина и 4 трактора. Запчасти трудно было достать, поэтому сломанные запчасти подделывали и ставили обратно. В начале 1941 года из села Майи прибыло 8 тракторов. Через год получили новые газогенераторные тракторы в количестве 20 штук. При МТС готовились кадры: механизаторы – трактористы, комбайнеры. Среди них обучился мой прапрадед и получил права на управление трактором в 1942 г и стал бригадиром трактористов колхоза Аранас.

Когда началась война, прапрадеда не призвали в армию, ему дали «бронь», так как он был единственным трактористом в своем колхозе. Нужно было работать в тылу, чтобы кормить наших фронтовиков, чтобы выгнать с нашей земли фашистов… На смену ушедшим на фронт мужчинам женщины отучившись на курсы трактористок  приступили к работе. Зимой и летом приходилось работать от зари до зари. Рабочие часы с 8 часов утра и до 2 часов ночи продолжались. Мерзли, голодали, но работали.  В течении с 1941 по 1947 годы за систематическое перевыполнение государственных заданий от 127 до 240% прапрадед дважды получал всесоюзную премию.

Руководители колхоза, района и государства оценили труд Семена Ивановича, наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В годы войны существовала серьезная проблема с подвозом жидкого топлива. Тракторы, работающие на газогенераторах сэкономили большое количество дизельного топлива, поэтому их роль работы была огромна. Мой прапрадед Кычкин Семен Иванович был одним из первых кто опробовал и работал на харьковском тракторе.

Чтобы трактор беспрерывно работал в течение 3-х часов нужен был 43 кг (килограмм) заготовки древесины — чурки с одинаковыми размерами 5×5×6 см, а после чего требовалась новая порция дровишек. В течение работы — 1 дня, то есть с 8 часов утра до 2х часов ночи требовались 258 кг. Нужны заготовки древесины — чурки определенного размера. Древесина должна быть сухая, здоровая, а не гнилая. Крупные или слишком мелкие чурки не подходили, так как они нарушали нормальной работе трактора (процесс газификации).

На заготовку древесины работали дети и женщины. Работа была очень трудоемкой и изнурительной. Каждый день в обязательном порядке, не считаясь ни холодом, голодом, жарой готовили древесное топливо — пилили чурки строго, четко, точно с одинаковыми размерами 5×5×6 см. И для этого нужны были много древесины, поэтому кто мог все работали и помогали друг другу от мала до велика. Использовать надо было сухую древесину, поэтому вынужденно распиливали амбары, дома, балаганы. Из-за этого в послевоенное время почти не осталось строений построенные предками, все ушло на нужды, для работы трактора, во имя великой долгожданной победы.

На фотографии прапрадед Семен Иванович сидит за рулём трактора ЧТЗ » Сталинец 60 » (Челябинский тракторный завод).  В послевоенное время из дровяного топлива перешли на бензин и дизельное топливо.   Трактора стали лучше работать, выросла мощность работы и производительность труда.

 

 

 

Автор: А.П.Олесов, ученик 3 класса.