
Валерий Ильич Кузьмин, (1918-1983 гг.)
Герой Социалистической Труда,
Заслуженный пилот СССР
В октябре 1941 года Валерий Кузьмин, выпускник Ульяновской школы летчиков-инструкторов, пилот гражданского авиаподразделения, был зачислен в распоряжение Якутской авиагруппы Управления особой воздушной линии, которая создавалась по решению Государственного комитета обороны СССР для доставки в нашу страну боевых и транспортных самолетов из США по ленд-лизу. Вместе со специалистами-изыскателями и проектировщиков экипажи летали над огромной территорией от Якутска до Берингова пролива над малоизученными таежными и гористыми пространствами. Посадив самолеты на какой-нибудь поляне в лесу или на берегу озера, начинали работу. Летчики, помимо своих прямых обязанностей по подготовке самолетов к дальнейшим полетам, брали в руки топоры и шли рубить просеку, тянули рулетку и ставили рэперы. По их следам шли строители аэродромов. К лету 1942 года Государственное задание по изысканию трассы Красноярск-Уэлькаль, воздушного моста между Советским Союзом и Соединенными штатами Америки было успешно выполнено.
Для перегонки американских самолётов в Якутске была сформирована первая перегоночная авиационная дивизия, ядром которой были летчики, имеющие опыт полётов на территории Сибири, в том числе и в Якутской республике. В ее состав был включён и лейтенант Валерий Кузьмин. Лётчикам необходимо было осваивать новую иностранную технику, что требовало довольно длительного времени и продолжительный тренировок. Американские бомбардировщики были рассчитаны на аэродромы с твёрдым покрытием, которых на всем расстоянии от Фербенкса на Аляске до прифронтовой зоны на западе нашей страны не было. Поэтому особое внимание уделялось технике посадки, взлёта и даже выруливания по аэродрому.
Американские пилоты, летавшие по новой трассе, при посадке разбили несколько самолетов и отказались от дальнейших полётов до тех пор, пока не будут сделаны аэродромы с твёрдым покрытием. Договорились, что американцы будут доставлять самолеты до Фербэнкса, а дальше их будут пилотировать советские летчики. Узнав об этом, командир бомбардировочной дивизии, расположенной на Аляске, признался: “ Я бы не пошел на такой риск и попытался перевозить самолёты пароходами, а не бить их при перегонке”.
Но наши летчики справились, благодаря патриотизму и мастерству. Фронту нужны были самолеты, и эту задачу предстояло выполнить небольшому коллективу лётчиков первой перегоночной дивизии.
Валерию Кузьмину доверили перегонку средних бомбардировщиков типа Б-25 и А-20 из серии “Бостон” и транспортных самолетов типа СИ-47.
Воздушная перегоночная трасса была непростая. Она проходила над хребтами Чукотки и Черского, высота вершин, которых достигала 2-3 тысяч метров. При подходе к Центральной Якутской низменности приходилось резко снижаться, что вызывало головокружение даже у профессиональных лётчиков. Ночью снижаться над высокогорными хребтами было опасно. Но летчики думали только о победе над врагом.
Экипаж Валерия Кузьмина успешно перегнал с берегов Аляски до прифронтовой полосы десятки бомбардировщиков, которые, попадая в руки фронтовых лётчиков, обрушивали смертоносный груз на головы фашистских оккупантов. Причём за все время экипаж Кузьмина не сделал ни одной даже незначительной поломки. За выполнение этой трудной, порою опасной работы Валерий Кузьмин был награждён орденом Красной Звезды.
За годы войны по трассе Уэлькаль-Якутск-Красноярск было доставлено из США восемь тысяч боевых и транспортных самолетов, сыгравший заметную роль в Великой Победе.