Ковинина Нина Михайловна — дочь известного Михаила Иоакимовича Ковинина, в начале 20-х годов прошлого столетия возглавлявшего образование г. Якутска, делегата I Всеякутского съезда учителей, прошедшего в июле 1925г., родилась в 1921г. в Среднеколымске в семье педагогов. С 1923 по 2005 гг. проживала в г. Якутске.
После окончания Якутского пединститута в 1941 г., начала трудовую деятельность в школе № 6 г. Якутска. В последующие годы работала учителем русского языка, завучем, директором школ. С 1957 по 1961гг. работала заведующей Якутским гороно. Ее жизненным девизом были слова “Увлекайся сам и увлекай других», и этому девизу была посвящена вся ее педагогическая деятельность. Прекрасный словесник по призванию, учитель от Бога, для многих педагогов столицы нашей республики Нина Михайловна была добрым советчиком, мудрым наставником.
В 1959 г. был принят Закон “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Именно он лег в основу всей учебно-воспитательной работы в школах города. Этот вопрос специально обсуждался на сессии Якутского горсовета депутатов трудящихся. К нему было приковано основное внимание всех учителей и работников народного образования. В школах города в те годы значительно улучшилось состояние учебно-воспитательной работы, детям прививались трудовые навыки, изучение основ наук проводилось в тесной связи с практикой. Деятельность гороно во главе с Н.М.Ковининой была направлена и на реализацию решений V съезда учителей, проходившего 7-8 декабря 1959 г. по проблеме “О задачах повышения квалификации учителей и улучшения методов обучения и воспитания в свете Закона “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования”. На пленарном заседании съезда выступила Н.М.Ковинина. Она ознакомила делегатов съезда с результатами городской учительской конференции; остановилась на обсуждении проектов новых программ. На конференции учителя отмечали перегруженность программы по русскому языку 5 класса и предложили трудную для пятиклассников тему “Глагол” перевести в программу VI класса. Также учителя города признали программу по арифметике для III класса чрезмерно перегруженной, трудности в проведении уроков труда в начальных классах при наполняемости 43-45 учащихся. Нина Михайловна довела до съезда мнение учительства города так: “Повышение качества обучения, в частности в начальных классах, требует усиления и увеличения объема работы учителя с ученическими тетрадями, при организации внеклассного чтения, различных воспитательных мероприятий. Поэтому учителя города просят передать проведение уроков физкультуры, пения и рисования преподавателям специалистам при сохранении зарплаты”. Далее она высказала свои соображения о передаче функций рай(гор)педкабинетов инспекторам с категорическим несогласием, “так как наши инспекторы имеют под своим контролем по 12-15 школ». Она остановилась и на проблеме трудоустройства учащихся, оканчивающих средние школы, на изучении, обобщении и внедрении передового педагогического опыта (ППО). Будучи на должности заведующей гороно и ГМК, Н.М. Ковинина значительно оживила работу по ППО, укрепила материально-техническую базу школ №№ 2, 3, 4, 10. За 1959/60 уч.г. школами города было подготовлено 35 киномехаников, 6 радистов, 80 маляров-штукатуров, 4 шофера, 8 лаборантовхимиков, 19 наборщиков типографии, 356 доярок. Лучшими школами, успешно разрешившими задачи политехнического обучения, являлись №№ 10, 9, 26, Жатайская, Хатасская средние, семилетние школы 90-летию Управления образования посвящается… 26 №№ 5, 7, начальная школа № 24.
С 1959/60 уч.г. все школы с 1 по 5 классы перешли на занятия по новому учебному плану, значительно приближающему обучение к жизни, а школы № 10 и Жатайская школа перешли на 11-летнее обучение. Семилетняя школа № 1 была реорганизована в среднюю. Несмотря на некоторые положительные итоги в работе школ по политехническому обучению учащихся, в учебно-воспитательной работе продолжали иметь место факты низкой успеваемости. Об этом свидетельствует тот факт, что по итогам весенних и осенних экзаменов из 11963 учащихся переведено 10471 человек, что составило 87,7% успеваемости. Низкую успеваемость имели средняя № 8, Хатасская, семилетние № 4, 12 школы и др. Коллективы указанных школ не сумели мобилизовать творческую инициативу учителей в выполнении столь важного вопроса как перестройка работы школ в новых условиях. Крупным недостатком отдела народного образования по-прежнему оставалась неудовлетворительная организация внешкольной и слабая постановка шефской работ. Многие предприятия и учреждения города не были привлечены к шефской работе. Был низким уровень работы вечерних школ рабочей молодежи. Низкая успеваемость и наличие большого отсева учащихся были характерны почти для всех вечерних школ.
За 1959/60 уч.г. были закончены пристрои к школам № 26, 1, 6, строительство мастерской в школе № 26. Переведена на водяное отопление Тулагино-Кильдямская школа. Начато строительство школ в авиапорту и Заложной части города. Острый недостаток школьных помещений требовал ускорения строительства школ в городе. Для организации кабинетов по политехническому обучению шло строительство пристроев в школах №№ 8 и 9. Очередь в детские сады возросла до 800 детей. За 1958/59 уч.г. количество мест в детсадах увеличилось только на 150. Горисполкомом было запланировано закончить и ввести в эксплуатацию детсады на 250 мест.
На 1960/61 уч.г. в городе работали 3 одиннадцатилетних, 8 восьмилетних, 10 семилетних, 3 десятилетних и 6 начальных школ, где в 442 классах комплектах обучалось 14083 учащихся. Помимо этого было открыто 8 вечерних школ рабочей молодежи с охватом 1365 учащихся. Начавшаяся перестройка работы школ вносила новое в содержание и формы воспитательной работы, что положительно влияло на характер и результаты учебного процесса. Успеваемость составила 89,2%. Одной из главных трудностей в работе школ оставалось 2-3-сменность занятий. На 14000 учащихся имелось 7000 школьных мест, при этом не было здания для школ рабочей молодежи.
Строительство школ отставало от растущих потребностей. В 1960/61 уч.г. были открыты всего 2 новые школы (Сайсарская и портовская семилетние на 440 мест). В школах города заметно улучшилась постановка учебно-воспитательной работы. Детям прививались трудовые навыки, изучение основ наук проводилось в тесной связи с практикой. Наиболее успешно справлялись с задачами учебновоспитательно работы коллективы школ № 9 им. Кершенгольц М.И.), № 10 (дир. Ботвин В.Я.), Жатайская (дир.Яныгина Т.Н.). В этих школах хорошо организовывался контроль за работой учителей, создавались организованные, сплоченные ученические коллективы, развертывались соревнования по самообслуживанию и участию в общественно-полезной работе. Из 340 выпускников средних школ города на производстве работали 208 человек. Жатайская средняя школа выступила с инициативой работать без второгодников. В 1959/60 уч.г. около 50 передовых педагогов добились 100% успеваемости: Огаркова, Пономарев (9 шк.), Торопова, Попова (23 шк.), Завьялова, Широковская, Бокаенко (10 шк.) и др. Все средние школы были закреплены за базовыми предприятиями, а к семилетним были прикреплены шефствующие организации. На их базе учащиеся проходили производственное обучение и практику. С большой заботой относился к обучению учащихся коллектив Жатайского судоремонтного завода, где каждому ученику выделялось рабочее место, прикреплялся техник или квалифицированный мастер. Также хорошо поставили эту работу швейкомбинат и ЯЦЭС. Несмотря на некоторые положительные итоги в работе школ, в учебно-воспитательной работе продолжали иметь место факты низкой успеваемости, второгодничества и отсева, необоснованные исключения из школ, низкая эффективность уроков. Отмечались факты неукомплектованности школ учительскими кадрами по математике, электротехнике, труду, иностранным языкам, физкультуре. Наблюдались сменность занятий и большая скученность в школах и интернатах. Вопросы создания материальной базы школ, детских садов, детских домов стали предметом особой заботы не только работников народного образования, но и всех хозяйственных, советских, профсоюзных организаций, горисполкома в первую очередь. В эти годы председателем постоянной комиссии по народному образованию была избрана А.Г.Скворцова. С заведующим гороно они работали в полном контакте и взаимопонимании. Нина Михайловна Ковинина для многих учителей г. Якутска оставалась мудрым наставником, человеком высокой внутренней культуры, весьма скромным, компетентным и доброжелательным руководителем, настоящим учителем учителей.
Автор МОБУ СОШ 10 «Д.Г. Новопашина»
Источник: информационно-методический журнал «Столичное образование», № 4 (13) 2016.