В 1955-1957 гг. столичным образованием руководила Федорова Надежда Васильевна, 1922 г.р., уроженка п. Черепаново Новосибирской области.

В 1944 г. окончила Якутский пединститут. Член КПСС с 1952 г. С 1946 по 1955 гг. работала директором семилетней школы № 4 г. Якутска, была директором школы № 5. В Национальном архиве отложена справка Н.В.Федоровой “О состоянии работы народного образования г. Якутска по состоянию на 31/XII-1955 г.”. Она писала: “В связи с переходом школ на обучение по новым программам и новому учебному плану несколько улучшилась успеваемость учащихся по итогам первого полугодия 1955/56 уч.г. Из 8794 учащихся аттестовано 8742, из них успевают 7046, что составляет 80,6 %. По сравнению с первым полугодием 1954/55 уч.г. успеваемость повысилась на 4,2%”. В городе не был осуществлен полный охват семилетним обучением. По данным школ не охвачено обучением 50 детей в возрасте от 7 до 15 лет, из них 25 детей — по состоянию здоровья и 251- без уважительных причин. За время пятой пятилетки построено всего 2 школьных здания (школы №№ 2 и 3) и интернат школы №2 на 150 мест. Начато строительство школы на 440 мест в Рабочем городке”. За 10 месяцев 1955 г. по городу подготовлено 488 спортсменов-разрядников, из них перворазрядников — 19, второразрядников — 81, с III разрядом — 246, с юношеским — 154, в т.ч. I разряд по лыжам — 11 человек, по гимнастике — 4, по национальным видам спорта — 2, II разряд по лыжам — 41, по гимнастике — 18, по легкой атлетике — 2, по спортивным играм — 11, другим видам — 9 человек. Подготовлено 1027 значкистов комплекса ГТО, из них 418 человек – по БГТО.

В городе тогда существовало 33 спортивных общества. 2 и 3 июля 1956 г. в г.Якутске состоялось республиканское совещание актива народного образования, на котором присутствовали заведующие райгороно, директора средних и семилетних школ, секретари райкомов партии, председатели колхозов и наслежных советов, организаций и предприятий, партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, всего 350 человек. С докладом “О состоянии и задачах всеобщего среднего образования и политехнического обучения в школах Якутской АССР” выступил министр просвещения республики Саввин Захар Прокопьевич. Он говорил: “…XX съезд партии наметил осуществить в шестой пятилетке, в основном, всеобщее среднее образование, развивать и дальше политехническое обучение, обеспечить тесную связь обучения с общественно-полезным трудом, повысить уровень учебно-воспитательной работы, укрепить учебно-материальную базу школ, расширить сеть школьных интернатов, продолжать дальнейшее развитие заочных и вечерних общеобразовательных школ. В 1955/56 уч.г. 10-ый класс окончило 1900 человек, а к концу пятилетки ежегодно будет оканчивать 4000 человек. В 1954/55 уч.г. из школ выбыло 6597 детей. Только по г.Якутску, например, в прошлом году не было учтено 227 детей…

Школы перешли на новый учебный план, предусматривающий проведение уроков ручного труда в 1-4 классах, практических занятий в учебных мастерских и на опытных участках в I-VII классах и практикумов по машиноведению, электротехнике и основам сельского хозяйства в VII-Х классах. В 90 школах открыты мастерские. Только на централизованные средства министерством просвещения приобретено оборудование на 865000 рублей. Пополнились учебные мастерские и за счет промышленных предприятий республики. Оживилась внеклассная кружковая работа… …Задача дальнейшего развития политехнического образования требовала усовершенствования форм и методов политехнического обучения. Мы должны и в дальнейшем улучшать учебно-материальную базу и принять меры к подготовке и переподготовке учительских кадров, повышению их методического уровня и политехнических знаний… Одним из больших недостатков является текучесть учительских кадров.

Совершенно недостаточно поставлено изучение и распространение передового опыта…”. Выступивших на конференции было много. Выступала заведующая Якутским гороно Н.В.Федорова. Она докладывала, что школы г. Якутска проделали значительную работу по внедрению политехнического обучения. Открыты мастерские, все средние школы имели лаборатории. В 8-9 классах проводились практикумы по машиноведению и электротехнике на базе промышленных предприятий. Трудное положение с помещениями под мастерские было в ряде школ. Говоря об этом. заведующая гороно остановилась также на неудовлетворительной постановке связи школы с общественными и шефствующими организациями, о недостаточной их помощи школам. В частности, Якутторг, шефствующий над школой № 5, почти не оказывал помощи школе в вопросе политехнизации, “вообще ничего не делает”. Не оказывали повседневной помощи школам в создании материальной базы и другие шефствующие организации. Было принято обращение участников совещания республиканского актива по народному образованию ко всем работникам народного образования, профсоюзных и комсомольских организаций, ко всем колхозникам, рабочим и служащим МТС, промышленных предприятий. В обращении было предложено повысить ответственность работников народного образования, всех, кто причастен к обучению и воспитанию по вопросам всеобщего семилетнего и среднего образование шире привлекать специалистов-механизаторов, сельского хозяйства и промышленных предприятий по организации и руководству техническими кружками, практическими занятиями на пришкольных участках, развивать сеть дошкольных учреждений в колхозах и промышленных предприятиях, МТС; улучшить работу детских домов по организации подсобных хозяйств, расширит сеть вечерних школ рабочей молодежи. В 1956 г. на 5-е республиканские педагогические чтения было представлено 105 докладов, из них допущено 70. Из прочитанных на пленарном и секционных заседаниях получили одобрение 55 докладов, в т.ч. 9 докладов были рекомендованы на Всероссийские чтения. Высокое одобрение на пленарном заседании получил доклад Заслуженного учителя ЯАССР, депутата Верховного Совета ЯАССР Л.Ф.Ларионовой на тему “О работе химического кружка в старших классах школы № 3 г. Якутска”. С актуальным вопросом эстетического воспитания выступил учитель школы №9 г. Якутска Э.Л.Файбусевич. Привлек внимание участников педчтений доклад учителя школы № 2 И.М.Шадриной на тему «Укрепление знаний и навыков по русскому языку в 8-10 классах якутской школы». Ценность ее работы заключалась в том, что она, ставя задачу максимального привлечения каждого ученика к активной работе по языку на уроках, применяет многообразные формы индивидуального и массового вовлечения учащихся при опросе и тренировочных упражненияхпо языку. Доклад, прочитанный учителем Кангаласской семилетней школы Я.К.Кулибене, был не лишен практического интереса — в нем давался опыт выращивания и ухода за комнатными растениями». Школа № 9 под руководством опытного творческого директора Емельяна Степановича Таркина добивалась больших успехов, впервые внедрив основы производства. Учащиеся овладевали электротехникой, изучали автомашину и трактор. В мастерской школы были установлены токарные, деревообрабатывающие, сверлильные, болторезные станки. Шефы-геологи передали школе дизельные моторы и буровую вышку. В физико-математическом кабинете школы был оборудован электрощит, к каждому столу подведен ток. Для производственного обучения были подобраны соответствующие кадры. Например, автодело преподавал выпускник школы, инженер автомастерских Шилкин. На спартакиаде профсоюзов в соревнованиях конькобежцев лучших результатов добился ученик школы № 9 Владислав Федоров. Дистанции 500 и 1500 метров он пробежал за 1 минуту 1,3 секунд и 3 минуты 31,8 секунд соответственно. Интересно организовывался летний отдых учащихся средней школы № 26 г. Якутска. Много детей отдохнули в пионерских лагерях. Двое восьмиклассников, Люба Филиппова и Володя Елаев, в составе экскурсантов-отличников школ республики побывали в Москве. Шестиклассницы Рита Сусоева и Лена Габышева также побывали в Москве в качестве участниц Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1956 г. 18 юннатов летом работали на пришкольном участке, где выращивали различные сельскохозяйственные культуры. Особенно хорошие результаты были у Лены Габышевой, Моти Решетниковой, Светы Новиковой, Эллы Соколовой. Вместе со старшеклассниками трудились на опытных делянках и самые юные натуралисты — первоклассники.

В газете “Социалистическая Якутия” был опубликован материал “К занятиям приступили организованно”. В статье говорилось о подготовке к новому учебному году средней школы № 10. Приемная комиссия гороно готовность школы к учебным занятиям оценила на “отлично”. В 1-ый класс в 1956 г. в школу № 10 пришли 150 первоклассников, при этом вместо запланированных двух было открыто четыре класса-комплекта для первоклашек. В школе работали известные заслуженные учителя ЯАССР Апполинария Алексеевна Соколова, Екатерина Глебовна Бокаенко в другие. Всего в школе работали 49 учителей. Вместе с опытными учителями порог школы впервые переступил Владислав Павлович Орлов, выпускник Тамбовского пединститута. Второй год работала учителем географии Алевтина Михайловна Моисеева и другие. Учителя г. Якутска активно участвовали в издательской деятельности Министерства просвещения Якутии. В 1956 г. Якутский республиканский институт усовершенствования учителей выпусти брошюру преподавателя школы № 17 В.Бернштейна “Краткая якутско-немецкая сравнительная грамматика”. Она служила методическим справочником для учителей немецкого языка, работающих с учащимися-якутами. Справочник обращал внимание учителей на ошибки, характерные для якутских учащихся, способствуя предупреждению и исправлению этих специфических ошибок.

Автор МОБУ СОШ 10 «Д.Г. Новопашина»

Источник: информационно-методический журнал «Столичное образование», № 4 (13) 2016.