В годы Великой Отечественной войны Якутск был административным центром уникального, стратегической важности дела. Здесь размещались штабы 1-й перегоночной авиадивизии и воздушной трассы Красноярск — Уэлькаль (Чукотка), здесь базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки.
На время войны эти формирования стали для Якутска своего рода градообразующими. Они играли ключевую роль в экономической и культурной жизни города. Правительство республики и Якутский горисполком находились в постоянном контакте с руководством трассы, принимали самое активное участие в решении хозяйственных и жизненно важных вопросов обустройства летного и технического составов авиадивизии.
За годы функционирования по этой трассе, которую в обиходе называли «Аляска — Сибирь» или сокращенно АЛСИБ, с октября 1942 г. и до окончания войны по соглашению между СССР и США (т.н. программа ленд-лиза) из Фэрбенкса на Аляске, преодолевая невероятные трудности, было доставлено в нашу страну более восьми тысяч американских боевых и транспортных самолетов. Авиатрасса Красноярск — Уэлькаль по протяженности, экстремальным условиям эксплуатации и количеству доставленных по воздуху самолетов из одного государства в другое не имела и до сих пор не имеет аналога в мировой практике.
Велик вклад жителей Якутии в строительство и обслуживание аэродромного обслуживания аэродромов перегоночной трассы, превратившейся к концу налаженную транспортную инфраструктуру, которая стала надежной основой для развития гражданской авиации республики в послевоенный период. К тому же, большая группа высококвалифицированных работников, летчиков, инженеров, техников после расформирования в 1946 г. перегоночной трассы осталась работать в Якутии и многие годы являлась ядром коллектива авиаторов республики.
Героическая работа авиаторов-перегонщиков на трассе «Аляска- Сибирь» получила высокую оценку Верховного главнокомандования. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1944 г. за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия награждена орденом Красного Знамени и стала называться 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизией.
В годы «холодной войны» в Советском Союзе не принято было вспоминать об американской помощи, ее замалчивали или преуменьшали ее значение, говорили о ней вскользь. Только с середины 80-х гг., когда в отношениях между Россией и США наступило потепление, о ленд-лизе появились публикации в наших газетах и журналах, обстоятельные научные исследования, книги. А затем закономерно настало время для возобновления личных контактов между российскими и американскими ветеранами перегоночной трассы.
Первая поездка российских ветеранов АЛСИБа на Аляску состоялась летом в 1990 г. Тогда во время встреч и бесед с американскими коллегами решили, что в память о содружестве в годы войны надо соорудить достойные памятники перегонщикам в Якутске и Фэрбенкса.
По возвращении из Аляски в Якутск наши ветераны-перегонщики Ю.П. Яковлев и Ю.И. Спиридонов рассказали историку якутской авиации И.Е. Негенбля об этой идее, и его единомышленники обратились с письмом в мэрию. Предложение энтузиастов нашло понимание и поддержку. Весной 1992 г. администрация Якутска приняла решение увековечить память погибших летчиков и заказала проект памятника перегонщикам и реконструкции площади у Дома культуры им. Ю.А. Гагарина. Над окончательным вариантом памятника и планировкой прилегающей территории работали И.И. Шишигин, В.В. Бушуев и Э.И. Пахомов. Строительными работами по возведению мемориала руководил журналист и краевед В.Г. Осадчий.
В октябре 1992 г. во время празднования Дня Якутска, которое совпало с 50-летием открытия трассы АЛСИБа, на этой площади в микрорайоне авиаторов открыли мемориал.
В центре его высится стела, увенчанная стилизованной птицей в полете, ниже укреплена плита, на которой обозначен маршрут перегоночной трассы. От памятника прямая аллея ведет к площадке, по периметру которой установлено восемь плит с именами 113 летчиков, погибших на трассе Аляска-Сибирь. Здесь похоронен экипаж бомбардировщика Б-25, потерпевшего катастрофу в районе Жатая 7 мая 1943 г.
По прошествии пяти лет, в ноябре 1997 г., когда отмечалось 55-летие открытия перегоночной трассы АЛСИБа, в Якутске на здании нового аэровокзала открыли мемориальную доску. Она напоминает гостям и жителям столицы о тех, ушедших в историю, героических событиях.
Прошло еще пять лет, и к 60-летию открытия АЛСИБа мемориал перегонщикам в поселке авиаторов Якутска пополнился завершающей достопримечательностью – полномасштабной моделью самолета Р-39 Аэрокобра, изготовленной молодыми якутскими авиаторами под руководством А.А. Шахнина и В.В. Гоголева.
Открытие мемориала, посвященного перегоночной трассе АЛСИБа, состоялась в Фэрбенксе 27 августа 2006 г. Российскую делегацию на этом торжестве возглавлял первый заместитель Председателя Правительства РФ, министр обороны С.Б. Иванов, американскую – министр обороны США Д.Рамсфельд. В составе российской делегации А.Н. Божедонова присутствовала как представитель РС(Я) в Северном Форуме. В мае 2017 г. мемориал посетил и возложил цветы министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Источник: Текст и фотографию предоставил Дьяконов Александр Васильевич — Краевед, ответственный секретарь Якутского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ЯРО ВООПИК).