ОК ВКП (б) т. Бордонскому
В.НН. Чайков – НАРКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ Я.А.С.С. Р.
1.Состояние грамотности населения и задачи научной педагогической общественности.
…… к совещанию гуманитарн. секции.
1.Письменность стала органически необходимым элементом культурного и хозяйственного строительства, могучим рычагом, способствующим для …………… это строительство. Письменность стала достоянием массы. Республика находится накануне сплошной грамотности (96%), 11 районов уже завершили ликбез.
2.Однако, уровень этой грамотности населения не отвечает задачам культурно=хозяйственного строительства из-за сплошной орфографической безграмотности в республике.
- Сплошная орфографическая безграмотность обусловлена рядом причин, из них основные таковы:
1/ Ослабление за последние голы внимания к вопросам языка и культуры со стороны руководящих советско-партийных органов, в результате чего:
а) закрыт институт языка и культуры
б) родной язык не преподаётся во всех профессиональных техникумах, не занимает должное внимание в якутском пединституте;
в) кадры, подготовляемые для обслуживания якутского населения не владеют родным языком народа или не достаточно грамотны;
г) прекратилась забора о с коренизации государственного аппарата
2/Частые изменения алфавита, принципов орфографии, пунктуации и терминологии:
а) Латинский алфавит подвергался изменениям в 1924-25, 27-28 и 39-м годах.
б) Алфавит, принятый в 1939-м году, уже подвергся изменениям в 1940 году.
в) Вопросы орфографии, терминологии и пунктуации до сего времени является предметом горячих диспутов.
3/ Недостаточность или полное отсутствие научной разработки вопросов грамматики языка, говоров, терминологии, пунктуации, техники перевода, орфоэпии
4/Несовершенность принципов орфографии:
а) излишнее усиление морфологического принципа(корчи, баромы):
б) Беспринципность в орфографировании говорных расхождений (смешение элементов) т.е. окающего говора на акающим: ынах, не сирэй и т.д.
в) сохранение русской орфографии в орфографировании широко распространенных терминов (колхоз, совет, трактор, и.т.д)
г) также подлежит тщательному изучению вопрос об орфографировании собственных имен.
5/ Недоработанность принципов терминологии:
а/ недостаточная мобилизация ресурсов языка(засорение языка);
б) стихийность введения новых терминов как из якутского, так и из русского языков.
- Отсутствие орфографического режима:
а) в печати (газеты. Книжная продукция, и.т.д.
б) в делопроизводстве.
- Немедленно приступить к осуществлению ряда мероприятий, направленных к разрешению проблемы обладания единого литературного языка, могущего обслужить всех говорящих на якутском языке, отвечающего потребностям культурно-хозяйственного строительства, для чего секции ученого совета гуманитарных наук пойти с ходатайством в СНК и ОК ВКП(б);
1/О восстановлении научно-исследовательского институтя языка и культуры, которому поручить, в частности, разработку вопросов грамотности, разработку вопросов грамматики, орфографии, терминологии и пунктуации, вопросов говора, фольклора, литературы и техники перевода;
2) О созыве II Всеякутской языковедческой конференции в сентябре
3) Об установлении орфографического режима по республике; через обучение которого пропустить работников печати, издательства, и.т.д курсовые мероприятия, семинары, по повышению квалификации и грамматики, орфографии, терминологии, пунктуации и.т.д.
4) О введении преподавания якутского языка в профессиональных техникумах;
5) Об обязанности НКП ЯАССР совместно с ИЯК и пединститутом программы и учебники родного языка и литературы для всех учебн. заведений республики;
6) Об обращении особого внимания и заботе со стороны руководящих органов республики к вопросам развития языка и литературы, усиления художественной литературы, фольклора, популяризации художественного наследства как литературы, так и фольклора, так и материально культуры по вопросам улучшения материально-бытовых условий писателей, научных литераторов, короче говоря, творческих кадров.
Целью этого комплекса мероприятий является руководство развития литературы, фольклора и художественного массы, путем воспитания любви к художественной литературе и фольклору.
Научно-педагогическая общественность республики помимо государственного разрешения этих принципиальных вопросов обязаны мобилизовать научную и методическую разработку всех практических вопросов развития якутского языка, литературы и фольклора, создать в своей среде в постсоветской интеллигенции атмосферу кропотливой работы по повышению культуры и грамотности населения Якутии на его родном языке и внедрения дела культурного подъема народных масс.








ГКУ РС(Я) «Национальный архив Республики Саха(Якутия)
ГКУ РС(Я) «Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)»
ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского» ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
ГБУ ГМХК «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)»
Якутское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников и истории (ЯГО ВООПИК)