ОК ВКП (б) т. Бордонскому
В.НН. Чайков – НАРКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ Я.А.С.С. Р.

1.Состояние грамотности населения и задачи научной педагогической общественности.

…… к совещанию гуманитарн. секции.

1.Письменность стала органически необходимым элементом культурного и хозяйственного строительства, могучим рычагом, способствующим для …………… это строительство. Письменность стала достоянием массы. Республика находится накануне сплошной грамотности (96%), 11 районов уже завершили ликбез.

2.Однако, уровень этой грамотности населения не отвечает задачам культурно=хозяйственного строительства из-за сплошной орфографической безграмотности в республике.

  1. Сплошная орфографическая безграмотность обусловлена рядом причин, из них основные таковы:

1/ Ослабление за последние голы внимания к вопросам языка и культуры со стороны руководящих советско-партийных органов, в результате чего:

а) закрыт институт языка и культуры

б) родной язык не преподаётся во всех профессиональных техникумах, не занимает должное внимание в якутском пединституте;

в) кадры, подготовляемые для обслуживания якутского населения не владеют родным языком народа или не достаточно грамотны;

г) прекратилась забора о с коренизации государственного аппарата

2/Частые изменения алфавита, принципов орфографии, пунктуации и терминологии:

а) Латинский алфавит подвергался изменениям в 1924-25, 27-28 и 39-м годах.

б) Алфавит, принятый в 1939-м году, уже подвергся изменениям в 1940 году.

в) Вопросы орфографии, терминологии и пунктуации до сего времени является предметом горячих диспутов.

3/ Недостаточность или полное отсутствие научной разработки вопросов грамматики языка, говоров, терминологии, пунктуации, техники перевода, орфоэпии

4/Несовершенность принципов орфографии:

а) излишнее усиление морфологического принципа(корчи, баромы):

б) Беспринципность в орфографировании говорных расхождений (смешение элементов) т.е. окающего говора на акающим: ынах, не сирэй и т.д.

в) сохранение русской орфографии в орфографировании широко распространенных терминов (колхоз, совет, трактор, и.т.д)

г) также подлежит тщательному изучению вопрос об орфографировании собственных имен.

5/ Недоработанность принципов терминологии:

а/ недостаточная мобилизация ресурсов языка(засорение языка);

б) стихийность введения новых терминов как из якутского, так и из русского языков.

  1. Отсутствие орфографического режима:

а) в печати (газеты. Книжная продукция, и.т.д.

б) в делопроизводстве.

  1. Немедленно приступить к осуществлению ряда мероприятий, направленных к разрешению проблемы обладания единого литературного языка, могущего обслужить всех говорящих на якутском языке, отвечающего потребностям культурно-хозяйственного строительства, для чего секции ученого совета гуманитарных наук пойти с ходатайством в СНК и ОК ВКП(б);

1/О восстановлении научно-исследовательского институтя языка и культуры, которому поручить, в частности, разработку вопросов грамотности, разработку вопросов грамматики, орфографии, терминологии и пунктуации, вопросов говора, фольклора, литературы и техники перевода;

2) О созыве II Всеякутской языковедческой конференции в сентябре

3) Об установлении орфографического режима по республике; через обучение которого пропустить работников печати, издательства, и.т.д курсовые мероприятия, семинары, по повышению квалификации и грамматики, орфографии, терминологии, пунктуации и.т.д.

4) О введении преподавания якутского языка в профессиональных техникумах;

5) Об обязанности НКП ЯАССР совместно с ИЯК и пединститутом программы и учебники родного языка и литературы для всех учебн. заведений республики;

6) Об обращении особого внимания и заботе со стороны руководящих органов республики к вопросам развития языка и литературы, усиления художественной литературы, фольклора, популяризации художественного наследства как литературы, так и фольклора, так и материально культуры по вопросам улучшения материально-бытовых условий писателей, научных литераторов, короче говоря, творческих кадров.

Целью этого комплекса мероприятий является руководство развития литературы, фольклора и художественного массы, путем воспитания любви к художественной литературе и фольклору.

Научно-педагогическая общественность республики помимо государственного разрешения этих принципиальных вопросов обязаны мобилизовать научную и методическую разработку всех практических вопросов развития якутского языка, литературы и фольклора, создать в своей  среде в постсоветской интеллигенции атмосферу кропотливой работы по повышению культуры и грамотности населения Якутии на его родном языке и внедрения дела культурного подъема народных масс.